Каббала —
мистическо-философское учение
Каббала — мистическо-философское учение иудейского происхождения. Целью Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах.
Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» — конечное исправление.
Достижение этого состояния и есть цель Каббалы. С точки зрения Каббалы причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания.
Каббала (от древнееврейского qibbel — «получать», то есть имеется в виду некое полученное свыше знание, предание, традиция) — религиозно-мистическое учение, возникшее в XII—XIII веках среди евреев, проживавших в Испании и южных провинциях Франции (особенно в Провансе), и представляющее собой синтез мифологии гностицизма, пифагореизма и неоплатонизма, соединяющихся с иудейской верой в Библию как мир символов.
Некоторые авторы относят возникновение Каббалы к ветхозаветным временам, однако эта версия не имеет под собой веских исторических оснований. Каббала — это не какая-то единая логически взаимосвязанная структура, а скорее целый ряд различных мировоззрений, объединяющихся вокруг нескольких главных тем, выдвинутых в свое время иудейскими мистиками, имевшими много точек соприкосновения, но в то же время сильно расходившимися во взглядах на многие предметы. Это привело к тому, что между классической Каббалой, как она сложилась в XII веке в Южной Франции и Испании, и Каббалой XVI и последующих столетий имеется существенное различие.
На сегодняшний день известно множество текстов, написанных самыми разными авторами, многие из которых остались анонимными, однако среди всех письменных источников самым важным и значимым является, несомненно, трактат «Сефер Ха-Зохар», или «Зогар» («Книга сияния»), первоначально написанный на арамейском языке в Кастилии в конце XIII века и содержащий истолкование аллегорических библейских текстов. Его автором является, по-видимому, некто Моисей Лионский (Моше де Лион) из Гвадалахары, который, однако, предпочел выдать его за наследие другого талмудического мудреца — Симона бен Йохаи, жившего во II веке. Не менее интересен и другой трактат — «Сефир Йоцира» («Книга творения»), авторство которого приписывается Аврааму, хотя действительное время его создания — III—VI века н. э. (некоторые исследователи относят его создание к VIII веку). В нем рассказывается о 32 основных элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первичных чисел, но и 22 буквы древнееврейского алфавита.
Что касается истоков происхождения каббалистического учения, то некоторые исследователи указывают на то, что в 7-й и 8-й главах Книги Еноха содержится подробное описание падения ангелов, или их отторжения от Бога. Перечисляя 18 вождей падших ангелов, Енох, в частности, говорит: «...Баркаял научил людей наблюдать светила небесные; Акибиил научил знамениям и приметам, Тамиил — астрономии и Асарадэл — движению Луны». Таким образом, Каббала, согласно этим исследователям, была дана падшими ангелами: она заключает в себе именно те знания о божественных вещах, которые были сообщены ангелами и изложены в аллегорической форме в писаниях Ветхого Завета, чем и вызвано стремление каббалистов найти средства вновь извлечь из Писания содержащиеся там тайные сведения о мироздании. Согласно другой версии, Господь, кроме общеизвестных десяти заповедей, сообщил Моисею на горе Синай и еще много, но только своим ближайшим сподвижникам, и посредством устной передачи божественное слово сохранялось внутри тесного круга посвященных, пока не было предано огласке в более просвещенную эпоху.
Некоторые авторы относят возникновение Каббалы к ветхозаветным временам, однако эта версия не имеет под собой веских исторических оснований. Каббала — это не какая-то единая логически взаимосвязанная структура, а скорее целый ряд различных мировоззрений, объединяющихся вокруг нескольких главных тем, выдвинутых в свое время иудейскими мистиками, имевшими много точек соприкосновения, но в то же время сильно расходившимися во взглядах на многие предметы. Это привело к тому, что между классической Каббалой, как она сложилась в XII веке в Южной Франции и Испании, и Каббалой XVI и последующих столетий имеется существенное различие.
На сегодняшний день известно множество текстов, написанных самыми разными авторами, многие из которых остались анонимными, однако среди всех письменных источников самым важным и значимым является, несомненно, трактат «Сефер Ха-Зохар», или «Зогар» («Книга сияния»), первоначально написанный на арамейском языке в Кастилии в конце XIII века и содержащий истолкование аллегорических библейских текстов. Его автором является, по-видимому, некто Моисей Лионский (Моше де Лион) из Гвадалахары, который, однако, предпочел выдать его за наследие другого талмудического мудреца — Симона бен Йохаи, жившего во II веке. Не менее интересен и другой трактат — «Сефир Йоцира» («Книга творения»), авторство которого приписывается Аврааму, хотя действительное время его создания — III—VI века н. э. (некоторые исследователи относят его создание к VIII веку). В нем рассказывается о 32 основных элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первичных чисел, но и 22 буквы древнееврейского алфавита.
Что касается истоков происхождения каббалистического учения, то некоторые исследователи указывают на то, что в 7-й и 8-й главах Книги Еноха содержится подробное описание падения ангелов, или их отторжения от Бога. Перечисляя 18 вождей падших ангелов, Енох, в частности, говорит: «...Баркаял научил людей наблюдать светила небесные; Акибиил научил знамениям и приметам, Тамиил — астрономии и Асарадэл — движению Луны». Таким образом, Каббала, согласно этим исследователям, была дана падшими ангелами: она заключает в себе именно те знания о божественных вещах, которые были сообщены ангелами и изложены в аллегорической форме в писаниях Ветхого Завета, чем и вызвано стремление каббалистов найти средства вновь извлечь из Писания содержащиеся там тайные сведения о мироздании. Согласно другой версии, Господь, кроме общеизвестных десяти заповедей, сообщил Моисею на горе Синай и еще много, но только своим ближайшим сподвижникам, и посредством устной передачи божественное слово сохранялось внутри тесного круга посвященных, пока не было предано огласке в более просвещенную эпоху.
В эпоху Ренессанса этот свод мистических воззрений иудеев был обнаружен христианскими просветителями-гуманистами и сделан достоянием европейской культуры, на которую он оказал очень большое и существенное влияние, особенно в XIX—XX веках, когда он привлек к себе магов, мистиков и прочих представителей оккультизма. Многие христианские ученые Европы (Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесгеймский, Парацельс и другие) стремились синтезировать Каббалу с догмами христианства в рамках универсальной всечеловеческой религии. Было много точек соприкосновения с Каббалой и у Якоба Бёме, особенно в его учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Влияние мистицизма Каббалы прямо или опосредованно испытали Гегель, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, К. Г. Юнг, Бубер и другие. За последние же два столетия Каббала настолько тесно переплелась с астрологией, Таро и нумерологией, что старые еврейские каббалисты, проповедовавшие чистоту учения в ее классическом виде, пожалуй, перевернулись бы в своих могилах, случись им узреть это учение в его современном виде.
Каббала пришла из древности и, по-видимому, объединила магию Египта и Америки. Древнейшие иероглифические алфавиты связывали число, слово и звук. Позднейшее фонетическое письмо, в котором буква означала звук, все же привязало их и к цифре. До нас дошла каббала иудеев, пришедшая к ним Вавилона и Египта.
Каббала - это очень сложное и в какой-то мере даже парадоксальное учение, сильно отличающееся по концепции мышления от тех представлений, которые свойственны мышлению большинства европейцев.
С другой стороны, присущие Каббале таинственность, недосказанность, символическая образность и ярко выраженный налет мистицизма явились, пожалуй, наиболее интригующими ее качествами, привлекшими к ней множество мыслителей со склонностью к оккультизму. Все они увидели в Каббале преломление свойственных западному оккультизму идей и положений, но самое важное - они постигли, что есть некий духовный путь, следуя которым, человек может освободить себя от чисто человеческих ограничений, а стало быть - стать сверхчеловеком и постичь Бога!
Каббала, естественно, не единственное учение, излагающее эти и им подобные идеи; их можно найти и в системе Таро, и в гностицизме, что лишний раз доказывает, что Каббала, несомненно, складывалась под их влиянием. Несмотря на то что каббалисты прошлых веков были людьми сугубо религиозными, чтившими и исполнявшими религиозные заповеди и обряды, это, однако, не помешало тому, что Каббала со временем приобрела многие ч***ы и свойства магии.
Авраам Абулафия, один из величайших каббалистов и мистиков XIII века, был убежден, что Каббала — весьма эффективное средство для достижения магических целей, и потому предостерегал собратьев от ошибки скатывания к магии. Однако каббалистическое учение о возможности восхождения от низшего к высшему и воссоединения земного с небесным служит весьма ценным подспорьем как для мистика, стремящегося к блаженству в общении с Богом, так и для мага, желающего подчинить себе все духовные и материальные силы и рассматривающего себя как ипостась Бога, способную постичь высшее искусство магии.
В этом смысле большой интерес представляет особый аспект учения — так называемая практическая Каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) неизменно соответствует «возбуждение сверху» (от Бога).
Каббала -это наука о познании Вселенной с помощью цифры.
В этом учении, во-первых, трактуются определенным образом первые три цифры При этом они связываются с буквами еврейского алфавита.
Кроме того, не используется правило составление бинеров - двух противоположных явлений, - и далее бинер преобразуется в тернер добавлением третьего, являющегося "дитем" первых двух и нейтрализующего их.
Пример: свет - тьма (бинер), свет- сумерки - тьма (тернер).
Вот некоторые кабалистические толкования цифр:
1- маг, человек;
2 - познание ;
3 - природа, генерация;
4 - форма;
5- квинтэссенция;
6 - герметизм;
7 - духовность и т.п.
Такие толкования называются арканами. Значения арканов зависит от выбора значения первых трех чисел.
Существует Великий Аркан Соломона, в котором:
1 - Великий Янь, рождение Вселенной;
2 - существующая Вселенная.
Трактования арканов скрыто в изображениях колоды карт Таро. Это известная во всем мире колода карт, насчитывающая 56 карт + 22 карты "мажорных арканов".
По всей видимости, Тора - священная книга иудеев - скрывает в себе расшифровку Таро. То же, видимо, относится и к китайской книге перемен "И-цзин", составленной на основании триграмм или тернеров.
Надо сказать, что в кабалистике сразу же заложен принцип неоднозначности, или относительности толкований Таро. Любое двузначное число может одновременно представлять и однозначное, и наоборот. Пример: 12=1+2=3 и 5+7=12=3, что можно толковать следующим образом: квинтэссенция + духовность = жертва = природа.
Находя связь между числом и явлением, кабалисты старались исчислить магические имена, вызывающие проявления астральных и ментальных сил. Кроме того, они научились вычислять число древнего человека, что помогло определить его судьбу или повлиять на него. Вычислив число любого объекта мира форм, можно определить его истинное имя. Отклонение в наименовании могут внести в судьбу человека или вещи гибельную деградацию.
Каббала - это очень сложное и в какой-то мере даже парадоксальное учение, сильно отличающееся по концепции мышления от тех представлений, которые свойственны мышлению большинства европейцев.
С другой стороны, присущие Каббале таинственность, недосказанность, символическая образность и ярко выраженный налет мистицизма явились, пожалуй, наиболее интригующими ее качествами, привлекшими к ней множество мыслителей со склонностью к оккультизму. Все они увидели в Каббале преломление свойственных западному оккультизму идей и положений, но самое важное - они постигли, что есть некий духовный путь, следуя которым, человек может освободить себя от чисто человеческих ограничений, а стало быть - стать сверхчеловеком и постичь Бога!
Каббала, естественно, не единственное учение, излагающее эти и им подобные идеи; их можно найти и в системе Таро, и в гностицизме, что лишний раз доказывает, что Каббала, несомненно, складывалась под их влиянием. Несмотря на то что каббалисты прошлых веков были людьми сугубо религиозными, чтившими и исполнявшими религиозные заповеди и обряды, это, однако, не помешало тому, что Каббала со временем приобрела многие ч***ы и свойства магии.
Авраам Абулафия, один из величайших каббалистов и мистиков XIII века, был убежден, что Каббала — весьма эффективное средство для достижения магических целей, и потому предостерегал собратьев от ошибки скатывания к магии. Однако каббалистическое учение о возможности восхождения от низшего к высшему и воссоединения земного с небесным служит весьма ценным подспорьем как для мистика, стремящегося к блаженству в общении с Богом, так и для мага, желающего подчинить себе все духовные и материальные силы и рассматривающего себя как ипостась Бога, способную постичь высшее искусство магии.
В этом смысле большой интерес представляет особый аспект учения — так называемая практическая Каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) неизменно соответствует «возбуждение сверху» (от Бога).
Каббала -это наука о познании Вселенной с помощью цифры.
В этом учении, во-первых, трактуются определенным образом первые три цифры При этом они связываются с буквами еврейского алфавита.
Кроме того, не используется правило составление бинеров - двух противоположных явлений, - и далее бинер преобразуется в тернер добавлением третьего, являющегося "дитем" первых двух и нейтрализующего их.
Пример: свет - тьма (бинер), свет- сумерки - тьма (тернер).
Вот некоторые кабалистические толкования цифр:
1- маг, человек;
2 - познание ;
3 - природа, генерация;
4 - форма;
5- квинтэссенция;
6 - герметизм;
7 - духовность и т.п.
Такие толкования называются арканами. Значения арканов зависит от выбора значения первых трех чисел.
Существует Великий Аркан Соломона, в котором:
1 - Великий Янь, рождение Вселенной;
2 - существующая Вселенная.
Трактования арканов скрыто в изображениях колоды карт Таро. Это известная во всем мире колода карт, насчитывающая 56 карт + 22 карты "мажорных арканов".
По всей видимости, Тора - священная книга иудеев - скрывает в себе расшифровку Таро. То же, видимо, относится и к китайской книге перемен "И-цзин", составленной на основании триграмм или тернеров.
Надо сказать, что в кабалистике сразу же заложен принцип неоднозначности, или относительности толкований Таро. Любое двузначное число может одновременно представлять и однозначное, и наоборот. Пример: 12=1+2=3 и 5+7=12=3, что можно толковать следующим образом: квинтэссенция + духовность = жертва = природа.
Находя связь между числом и явлением, кабалисты старались исчислить магические имена, вызывающие проявления астральных и ментальных сил. Кроме того, они научились вычислять число древнего человека, что помогло определить его судьбу или повлиять на него. Вычислив число любого объекта мира форм, можно определить его истинное имя. Отклонение в наименовании могут внести в судьбу человека или вещи гибельную деградацию.