Функция ощущения – экстравертное и интровертное ощущение
Ощущение представляет собой функцию, которая в качестве базиса для адаптации выделяет то, что происходит в окружающем мире и собственные физические переживания, т.е. предметы, события и явления в их предельной фактичности, конкретности и осязаемости.
Экстравертное ощущение представляет собой функцию, которая направлена на внимательную оценку фактов и предметной стороны действительности окружающего мира. Восприятие мира такого человека является преимущественно эмпирическим, и чтобы заметить нечто и поверить в его существование, ему необходимо, чтобы была возможность это нечто ощутить собственными органами чувств. Экстравертно-ощущающий тип внимательно подмечает детали окружающей его обстановки, как бы фотографируя то пространство, в котором он находится. Именно с помощью органов чувств он наиболее отчётливо переживает свою связь с миром, благодаря чему он может стать мастером своего дела в сфере, связанной с материальным производством. Слабой стороной такой личности является риск погружения в разрушительно-гедонистичный образ жизни в грубых его формах.
Интровертное ощущение характеризуется концентрацией индивида на собственных внутренних ощущениях, отталкивающихся от внешнего объекта. Эти физические ощущения, интерпретациях внешних объектов и явлений с помощью органов чувств носят у интровертно-ощущающего типа исключительно субъективный характер и могут полностью отрываться от специфики вызвавшего их объекта, наполняясь своеобразием индивидуального восприятия и меняясь до неузнаваемости в процессе интерпретации. Внешне такой человек выглядит спокойным, созерцательным и даже несколько пассивным, поскольку энергия его психики направлена на детальную обработку внутренних ощущений, которые он регистрирует. Такой человек живёт в потоке своих субъективных ощущений, сохраняя пристальное внимание к их тонкостям, а его слабой стороной является неумение своевременно выделять возможности и перспективы из явлений окружающего его мира, что делает его уязвимым перед непредвиденными событиями.
Функция интуиции – экстравертная и интровертная интуиция
Функция интуиции направлена на выделение и созерцание неуловимой, невидимой, нематериальной и неочевидной стороны действительности. Восприятие интуитивной функции выходит за пределы доступного органам чувств физического мира, концентрируясь на той реальности, которая находится за его покровом.
Экстравертная интуиция характеризуется бесконечным поиском новых и многообещающих возможностей во внешних объектах и событиях. Такой человек может впадать в зависимость от тех возможностей и перспектив, которые он видит вокруг себя, но его увлечённость порой отличается непостоянством и перепрыгиванием с одной возможности на другую, поскольку объект представляет для него ценность только до тех пор, пока в нём видится эта возможность. Если же она уже осуществлена, либо есть весомые препятствия к её осуществлению, либо появилась более притягательная возможность, экстравертно-интуитивный тип легко может потерять всякий интерес к такому объекту и отправиться на поиски того, что пестрит головокружительными перспективами. Сильной стороной такого типа является умение легко находить новое и необычное, а также вдохновлять и заряжать этим других людей, а слабой стороной является неумение заботиться о себе и своём здоровье, что может привести его к истощению в бесконечном бегстве и поиске.
Интровертная интуиция – это функция, которая направлена на созерцание глубоко субъективных внутренних образов объектов, которые отталкиваются от внешних, но доходят в своём развитии до степени абсолютного несоответствия миру вещей. Это человек, который воспринимает неуловимое, то, чему нет физических аналогов в мире, поэтому нередко он сталкивается с непониманием, пытаясь выразить свои прозрения и видения необычным и иррациональным языком. Ему не хватает логичности и последовательности, чтобы обосновать свои видения, и он вещает о них, как об откровении. Из всех типов он наиболее приближен к ощущению чистых образов коллективного бессознательного, при нахождении способа выражения которых он может стать провидцем или художественным выразителем своей эпохи. Его слабой стороной является недостаточная связь с собственными ощущениями, что затрудняет его адаптацию.