ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ УСТРОЙСТВА ВСЕЛЕННОЙ
В центре долины на вершине горы Сумеру расположен огромный город. Это город самого могущественного полубога вселенной и её повелителя -- Господа Брахмы. Город Брахмы называется Брахмапури. У этого города четыре стороны, каждая длиной в 10 000 йоджан (130 000 км). Город Брахмапури построен целиком из золота.
Вокруг города Брахмы, Брахмапури, расположены резиденции царя Индры и семи других главных правителей разных планетных систем. Их города по своим оч***аниям похожи на Брахмапури, но каждый в четыре раза меньше его по размеру. Города подчинённых Брахме правителей Вселенной называются: Амаравати, Теджовати, Самьямани, Кришнангана, Шраддхавати, Гандхавати, Маходая, Яшовати. Эти города со всех сторон окружают Брахмапури, который находится в центре.
Жители высших планетных систем имеют в тысячи раз большие возможности для материального наслаждения, чем обитатели низших планет. Обитатели Брахмалоки не имеют грубых материальных тел, которые меняются во время смерти. Они трансформируют свои тонкие тела в духовные и в этих телах вступают в трансцендентный мир, расположенный за пределами материальной Вселенной. Во время полного уничтожения Вселенной Брахма вместе со всеми обитателями Брахмалоки отправляются на духовные планеты.
Обитатели высших планетных систем наделены от рождения восемью мистическими совершенствами, то есть, они способны: "уменьшится до размеров атома или стать легче невесомого пёрышка, достать всё, что угодно и откуда угодно, стать тяжелее самого тяжёлого, по своему желанию создать что-нибудь или уничтожить, управлять материальными элементами, исполнять любое своё желание или по своей воле принимать самые причудливые формы. Для того, чтобы путешествовать по Вселенной, им не обязательно иметь летательные аппараты (которые они имеют в неограниченном количестве), потому что в долю секунды они могут перенестись с одной планеты на другую". Что касается тех, кто занимается бхакти-йогой, то, благодаря преданному служению, аскезам, мистическим силам и трансцендентному знанию, они могут легко перемещаться не только по различным планетным системам нашей вселенной, включая высшие планетные системы, но и беспрепятственно достигать планет трансцендентного мира -- лучезарных Вайкунхолок и Голоки Вриндавана, которая является высшей планетой Мироздания.
"Шримад-Бхагаватам" содержит достаточное количество информации о высших (райских) планетных системах вселенной, которые находятся так далеко, что достичь их невозможно ни на каких космических аппаратах. Никакие грубые или тонкие материальные средства передвижения, существующие в наше время или изобретённые в будущем, не позволят человеку подняться выше Сварлоки или Джаналоки. Это утверждает "Шримад-Бхагаватам" и это подтверждают все авторитеты.
Современная материальная наука не имеет возможностей открыть человеку тайны космоса и вселенной, тогда как ведический путь постижения знания -- совершенен. Занимаясь бхакти-йогой и развивая духовное знание, каждый человек получает возможность воочию увидеть вселенную со всеми её многочисленными планетами и легко путешествовать по ним без всяких летательных аппаратов. "Те же, кто занят деятельностью ради наслаждения её плодами, то есть кармической деятельностью, лишены такой свободы передвижения".
ВАРШИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЖАМБУДВИПУ
Джамбудвипу образуют девять варш (областей): Илаврита-варша, Бхадрашва-варша, Хари-варша, Рамьяка-варша, Хиранмайя-варша, Уттаракуру-варша, Кимпуруша-варша и Бхарата-варша (Земля): "Одна из девяти варш -- Бхарата-варша -- представляет собой поле кармической деятельности. Великие мудрецы и святые утверждают, что остальные восемь варш предназначены для возвышенных праведников, которые вернулись с райских планет на Землю. В эти восьми земных варшах они пожинают оставшиеся плоды своих благих дел". В связи с данным текстом следует отметить, что места, где живым существам доступны райские наслаждения, подразделяются на три типа: высшие райские планеты, райские планеты Земли и низшие райские планеты (била-сварга).
Восемь из девяти варш, составляющие Джамбудвипу, относятся к райским планетам среднего уровня (то есть, к райским планетам Земли), тогда как в Бхарата-варше люди заняты кармической деятельностью.
Обитатели восьми райских планет Земли живут десять тысяч земных лет и почти во всём подобны полубогам. Эти люди очень сильны и красивы, всегда остаются молодыми и до конца жизни предаются разнообразным чувственным удовольствиям.
Они наслаждаются жизнью на берегах живописных озёр, воды которых покрыты зарослями молодых благоухающих лотосов, а также в прекрасных садах, где множество разнообразных плодов, цветов и раздаётся радостное пение птиц. Эти места нередко посещают ответственные правители вселенной -- видные полубоги со своими прекрасными сладострастными супругами. Окружённые множеством слуг, они наслаждаются жизнью в садах и у берегов озёр, и, очарованные прекрасными женщинами, проводят время в чувственных удовольствиях.
Жители всех варш, образующих Джамбудвипу, служат и поклоняются Шри Кришне, Верховной Личности Бога, в форме одного из Его воплощений.
В центральной части Джамбудвипы, которая называется Илаврита-варша, правит необычайно могущественный полубог -- Махадев Шива. Ему и его супруге -- богине Дурге -- постоянно служат миллионы служанок, которые выполняют все его желания.
Господь Шива и все обитатели Илаврита-варши поклоняются Шри Кришне, Верховной Личности Бога, в образе Санкаршаны. Погружённый в транс, Махадев Шива размышляет о Верховной Личности Бога, повторяя следующую мантру: "О, Верховный Господь! Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, принявшим облик Санкаршаны. Ты -- Верховная Личность Бога, вместилище всех божественных качеств. Ты безграничен и вездесущ, однако непреданные не способны видеть Тебя. Ты один лишь достоин поклонения, ибо Ты -- владыка и источник всех совершенств. Твои лотосные стопы, дарующие избавление от всех бед -- единственное убежище для Твоих преданных слуг. Чтобы доставить им радость, Ты предстаёшь перед ними в различных обликах. Ты вызволяешь их из плена материальной жизни, тогда как непреданные по Твоей же воле остаются узниками этого мира. Так позволь мне быть Твоим вечным слугой. Все мы, обусловленные души, прикованы к материальному миру цепями иллюзорной энергии Верховного Господа. Не снискав благосклонности Господа, мы никогда не сможем понять, как освободиться от этих оков. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Ним, по чьей воле создаётся и уничтожается весь этот мир".
Таким образом, в каждой из девяти варш Джамбудвипы полубоги, их слуги и все жители этих варш занимаются бхакти-йогой, с любовью и преданностью поклоняясь Шри Кришне, Верховной Личности Бога.
БХАРАТА-ВАРША -- ЛУЧШАЯ ПЛАНЕТА ВО ВСЕЛЕННОЙ
Пятая Веда расскажет о том, что очень, очень давно, с тех пор, когда планетой, на которой мы живём, правил царь Набха, она называлась Аджанабха. А после того, как императором Земли стал Махараджа Бхарата, она получила название Бхарата-варши. Царь Бхарата, который правил нашей планетой, был великим преданным Верховной Личности Бога и обладал всеми возвышенными качествами. В его честь эту планету и стали называть Бхарата-варша: "В древние времена эту планету, Бхарата-варшу, называли также "Пунья-бхуми" -- благочестивой землёй. В настоящее время название "Бхарата-бхуми" или "Бхарата-варша" относится лишь к тому участку суши, который лежит между Гималаями и мысом Кумарами. Иногда этот полуостров называют "Пунья-бхуми".
Земля Бхарата-варши знаменита своими многочисленными местами паломничества, и в каждом из этих мест Личность Бога пребывает в одной из Своих трансцендентных форм, называемых "арча-мурти". Эти формы представляют собой формы Верховного Бога, доступные восприятию обыкновенных людей.
Верховного Бога невозможно увидеть материальными глазами и услышать материальными ушами. Только те, кто, занимаясь бхакти-йогой и развивая духовное знание, избавились от привязанности к материальному и обрели умиротворение, способны видеть трансцендентное тело Личности Бога и общаться с Ним. Тем же, кто ещё недостаточно продвинулся в науке бхакти-йоги, а также всем обыкновенным людям, неизменно милостивый Господь даёт увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Арча-мурти представляет собой одну из форм трансцендентного тела могущественного Господа и потому неотлична от Его изначального облика. В Ведах сказано: "Ни в коем случае нельзя считать Божество в храме изваянием из камня или металла, а духовного учителя обыкновенным человеком".
В настоящее время на нашей планете трансцендентные формы Верховной Личности Бога можно обнаружить лишь в Индии. Известно, что наша Земля разделена на семь островов, которые являются её семью континентами, и на каждом континенте есть трансцендентные формы Верховной Личности Бога, однако сегодня их местонахождение не известно. Тем не менее в Индии святые места, где находятся подобные формы, расположены повсюду. Например, в Матхуре Шри Кришна присутствует в форме Адикешавы, в Пури (Орисса) -- в форме Господа Джаганнатхи, в Аллахабаде (Праяге) Он пребывает в форме Бинду-мадхавы, а на горе Мандара -- в форме Мадхусуданы.
Шри Чайтанья Махапрабху -- самое милосердное воплощение Кришны -- явился на земле Бхарата-варши, в Навадвипе, которая находится в Бенгалии, в области под названием Надия. Поэтому в Пятой Веде сказано: "Лучшая планета во Вселенной -- Земля, лучшая страна на Земле -- Бхарата-варша, лучшая часть Бхарата-варши -- Бенгалия, лучшая область Бенгалии -- Надия, а лучшее место в Надии -- Навадвипа, потому что именно там явился Шри Чайтанья Махапрабху, положивший начало санкиртана-ягье -- повсеместному воспеванию святого имени Кришны в форме маха-мантры".
Из всех жертвоприношений, упоминаемых в Ведах, санкиртана-ягья (повторение маха-мантры Харе Кришна) является наивысшим. Сотни и тысячи других различных жертвоприношений не могут дать даже малой части тех благотворных для развития человеческой личности результатов, какие даёт мантра Харе Кришна. Ни один из видов благочестивой деятельности, ни соблюдение религиозных ритуалов, ни повторение других мантр, молитв, слов или других имён Бога не позволит человеку подняться на высший уровень духовного развития. Повторение маха-мантры Харе Кришна ведёт к абсолютному успеху в бхакти-йоге и к совершенству самоосознания.
Все жители Бхарата-варши имеют возможность заниматься преданным служением Шри Кришне, и за это их прославляют даже на райских планетах. Величие Бхарата-варши воспевают во всей вселенной, даже на Брахмалоке -- высшей планете материального мира: "Полубоги, жители райских планет, зная, что человеческая форма жизни наилучшим образом подходит для духовного самоосознания, говорят: Какая огромная удача выпала людям, родившимся в Бхарата-варше! Нет сомнений, что в прошлых жизнях они совершили много аскетических подвигов и других благочестивых поступков или даже добились благосклонности Самого Верховного Господа. Иначе как объяснить, что теперь они могут заниматься самыми разными видами преданного служения? Мы, полубоги, управляющие райскими планетами, можем лишь мечтать родиться людьми в Бхарата-варше, чтобы преданно служить Господу, тогда как её жители уже достигли этой цели. Мы потратили столько сил, совершая ведические обряды и жертвоприношения, подвергая себя аскезе, исполняя священные обеты и раздавая милостыню, и вот наконец мы получили право родиться на райских планетах. Но какой в этом смысл?"
Короткая жизнь в Бхарата-варше, составляющая самое большее сто лет, ценнее многих миллионов лет, прожитых на Брахмалоке, потому что даже поднявшись на Брахмалоку, душа будет вынуждена опять вернуться на Землю "и так по принципу вверх-вниз, вверх-вниз" продолжить своё существование в материальном мире, в бесконечном круговороте рождений и смертей. И хотя в Бхарата-варше человек живёт совсем недолго -- он может всего за одну жизнь достичь высшего совершенства, посвятив себя преданному служению Господу. Покинув тело, такая душа вознесётся на Вайкунтхалоку, где нет никаких тревог и где никто не рождается в материальном теле".