Фолькванг и Сессрумнир
Фрейя, богиня любви, секса, плодородия, весны, военного искусства и магии, — самая почитаемая из всех ванов, отданных в Асгард в качестве заложников. Старшая из детей Нертус и Ньорда, она еще до переселения в Асгард была искусной волшебницей (и необыкновенной красавицей), и именно ее Один сильнее всего жаждал заполучить — не столько в личных целях (хотя известно, что краткая любовная связь между ними все же была), сколько потому, что Фрейя как никто сведуща в сейде, одном из традиционных скандинавских магических искусств. Более подробные сведения о Фрейе можно найти в главе, посвященной Ванахейму.
Однако в Асгарде эта богиня предстает совершенно иной, чем в Ванахейме, потому что обязанности ее в разных мирах различны. Магией плодородия в Асгарде она почти не занимается, не считая ухода за прекрасными садами Фолькванга и Сессрумнира. Разумеется, она по-прежнему остается богиней любви и госпожой сейда, но, вдобавок, приобретает еще одну ипостась, которая в Ванахейме остается непроявленной, а именно — ипостась богини-воительницы, уносящей души павших воинов. В ****оге Сессрумнир ее иногда можно встретить в полном боевом убранстве — в сияющих белых доспехах поверх простого белого одеяния. Отсюда она выезжает на битву и сюда возвращается со своим уловом душ. Иногда можно наблюдать, как она совещается с валькириями из Вальхаллы, которых она сопровождает на поле битвы. Из числа павших в бою ей достаются все (кроме тех, кто присягнул какому-либо другому божеству — например, Одину, Тору, Христу и так далее, — и пользовался его покровительством) женщины-воины, трансгендеры и квиры. Забирает она и тех, кто при жизни поклонялся ей и сумел привлечь ее внимание, — если только им не полагается по тем или иным причинам отправиться в Хельхейм.
Поскольку на поле битвы Фрейя отправляется из Асгарда, а не из Ванахейма, именно в Асгарде хранятся ее доспехи и оружие. Там же она держит своих боевых животных, в том числе и огромную щетинистую свинью по имени Хильдисвин («Боевая свинья»), которая способна бегать очень быстро и верхом на которой Фрейя иногда выезжает на битву (видимо, только затем, чтобы произвести большее впечатление на врагов, поскольку ездить верхом на свинье вообще-то не очень удобно). Хильдисвин— дочь Гуллинбурсти, огромного вепря, принадлежащего брату Фрейи.
Главный ****ог Фрейи в Асгарде носит название Фолькванг («Поле людей»), и так же именуется окружающая его местность. Фрейя поколдовала над землей вокруг Фолькванга и сделала так, чтобы там вечно стояла весна (между тем, в Ванахейме добиться чего-то подобного было бы невозможно). В садах, окружающих этот большой дворец и стоящий за ним второй ****ог Фрейи — Сессрумнир, не такой огромный, но очень красивый, — круглый год цветут весенние цветы. Вдоль широких троп, соединяющих эти два ****ога, возносят свои кроны, подобные красочным облакам, деревья в цвету — дары Идунн. Больше всего Фрейя, по-видимому, любит липы и мушмулу: эти два вида деревьев встречаются в ее садах чаще прочих. Зеленые пригорки усыпаны крошечными ягодками земляники. Между ними бьют фонтаны, в которых плещутся яркие рыбки; и в целом эти сады наводят на мысль, что на Фрейю работает лучший во всем Асгарде ландшафтный дизайнер. В каком-то смысле так оно и есть, и этот дизайнер — Она сама. Даже небольшая прогулка по этим садам поднимет настроение кому угодно.
Прохаживаясь по дорожкам, вы то и дело будете замечать других гуляющих… и, возможно, не сразу поймете, что почти всё это — души умерших. Это только в Вальхалле воины большую часть времени проводят в учебных боях, а обитатели Фолькванга в основном предаются более мирным занятиям. Если их по старой памяти потянет в битву — что ж, дорога в Вальхаллу всем известна, и лучше места для этого не найти. А в Фолькванг предназначен для других дел: здесь Мертвые музицируют, рассказывают сказки, занимаются любовью и гуляют в садах, а те из них, кто служит Фрейе как жрецы и жрицы, еще и подают советы смертным мастерам сейда. В Фолькванге полным-полно кошек всевозможных мастей и пород. Их здесь балуют и потакают им во всем; встретив кошку на землях Фрейи, не вздумайте ее обидеть и обращайтесь с ней вежливо, как с разумным существом. Возможно, вам попадется на глаза знаменитая пара огромных золотистых кошек, каждая с небольшую пантеру величиной. Это Бигольд и Тригольд, то есть «Медовое золото» и «Янтарное золото», — кошки, которых Фрейя запрягает в свою колесницу. На гостей они не нападают, но лучше с ними особо не вольничать.
Внутренние покои Фолькванга изящно обставлены, удобны и в целом наводят на мысль, что на Фрейю работает лучший во всем Асгарде дизайнер интерьеров (смотри выше). Во дворцах других богов важное место занимают большие пиршественные залы, но в Фолькванге для общения служат маленькие гостиные с каминами, украшенными изысканной резьбой. Вокруг этих каминов удобно собираться небольшими группами для бесед и общих развлечений. Спальни располагаются в другой части дворца.
К Фольквангу примыкает Сессрумнир, личный дворец Фрейи. Размерами он поменьше: там размещаются только сама богиня, ее служанки и несколько десятков избранных гостей. С архитектурной точки зрения, Сессрумнир гораздо больше похож на постройки, типичные для Ванахейма. Несколько помещений в нем выделено исключительно для сейда, и в одном из них, как говорят, стоит самый поразительный на свете помост сейдконы, одним своим видом наводящий жуть: настоящие врата «на ту сторону».
В Фолькванге добиться того, чтобы вас накормили и развлекли, обычно нетрудно: надо лишь вести себя учтиво и прилично и соблюдать правила гостеприимства, и на какое-то время вы сможете задержаться там, не вызывая ни у кого недовольства. Подходящие подношения для Фрейи перечислены в главе о Ванахейме; здесь к ним при желании можно добавить оружие или доспехи для обитателей ее дворца.
Ноатун
Ноатун — ****ог Ньорда в Асгарде, расположенный вне его стен, прямо на побережье, в небольшом заливе. Опознать его нетрудно: это высокий белый дворец со сводчатыми кровлями и арками, о****аниями отдаленно напоминающий корабль. Неподалеку в водах залива стоят на якоре десятки настоящих кораблей, словно стая гигантских белоклювых птиц. В целом Ноатун с его куполами и высокими окнами больше похож на дома обитателей Ванахейма, чем на ****оги асов, перекрытые треугольными или квадратными кровлями. В его распахнутые окна льется свежий морской ветер, а вместо занавесей и гобеленов на стенах развешаны старые рыбацкие сети. Морские птицы гнездятся на крыше и постоянно летают под потолком, между открытыми балками, но, как ни странно, никогда не гадят внутри дворца.
Вся мебель в Ноатуне сработана из древесины, оставшейся от старых кораблей и лодок, затонувших или списанных в утиль. Над каждым очагом из стены выступает корабельный нос; каждый стол обнесен бортиком; буквально все, на что можно сесть или лечь, изготовлено из старых шпангоутов, штурвалов и мачт. Большую часть времени обитатели Ноатуна занимаются кораблестроением, починкой сетей и тому подобными делами; в глубине дворца, за пиршественным залом, располагаются большие плотницкие и корабельные мастерские.
Во дворе Ноатуна разбит прекрасный сад, обнесенный стеной. Многие из растений в нем родом не из Асгарда. Те духовидцы, которые считают Сигюн приемной дочерью Ньорда, рассказывают, что в детстве она больше всего любила играть в этом саду. Одно из хороших подношений Ньорду — какое-нибудь экзотическое растение в горшке. На холмах вокруг Ноатуна в изобилии и во множестве разновидностей произрастает любимейшая из трав Ньорда — розмарин.
Самого Ньорда обычно можно застать дома лишь по вечерам. Целый день он проводит в море на каком-нибудь из своих кораблей и возвращается лишь на закате, чтобы сесть за пиршественный стол и потолковать о делах прошедшего дня со своими слугами. Прислуживают ему в основном ваны, но иногда среди них попадаются и люди, а изредка даже альвы, помешанные на кораблях. Подробнее о Ньорде можно прочитать в главе, посвященной Ванахейму; в сущности, жизнь в обоих его домах протекает одинаково. Ноатун — это, фактически, кусочек Ванахейма, перенесенный на побережье Асгарда, и этим сказано все. Учитывайте это и ведите себя соответственно. Если вас пригласят на обед, угощение будет состоять из рыбы и прочих даров моря.
Сёкквабек
Сага, богиня учености, сказаний и традиционного знания, обитает в приморском ****оге под названием Сёкквабек — «Погруженная скамья»: спуск с его парадного крыльца ведет прямо в море. Перед этим многооконным ****огом, вдоль соленого морского ручья, расставлены скамьи; сидеть там, попивая пиво, — одно из любимых времяпрепровождений самой Саги. Заглянув в Сёкквабек, вы почти наверняка застанете такую пивную вечеринку, участники которой непременно будут обмениваться между собой историями и сказаниями. Сага коллекционирует песни, стихи и вообще все, что только можно заучить наизусть. Она дружна с норнами, хотя прошлое интересует ее больше, чем настоящее или будущее. Иногда говорят, что ее ****ог выстроен из стекла или хрусталя, но на самом деле в нем просто очень много окон, как в оранжерее.
Ручей, протекающий перед Сёкквабеком, полон сказаний и воспоминаний; если испить из него (с разрешения Саги), у вас улучшится память, но вместе с водой из этого ручья к вам могут пристать разрозненные обрывки и клочки всяческих историй, а это, надо сказать, очень раздражает. В качестве подношений Саге годятся книги, а также пиво для ее традиционных посиделок.
Чертог Скади: Трюмхейм II
Насколько нам известно, великан Тьяцци был женат на какой-то асинье, а когда она умерла, унаследовал ее надел и дворец в Асгарде. Затем он и сам погиб, сгорев на стене при неудачной попытке вторгнуться в Асгард, а его дочь от первого брака, Скади, пришла из далекого Йотунхейма, чтобы потребовать этот надел и мужа из асов, благодаря которому она получила бы официальное признание своих прав. Асы отдали ей в мужья Ньорда, и хотя брак этот вскоре распался, Скади по-прежнему живет во дворце, принадлежавшем когда-то ее покойной мачехе и отцу. Когда в Асгард приходит лето, она возвращается в северные горы Йотунхейма для зимней охоты. Она — богиня зимы, унаследовавшая от отца многие ****ы инеистых турсов. Те, кто работает с ней, говорят, что у нее темные волосы и глаза и белоснежная кожа, а темперамент колеблется от ледяной холодности до свирепого гнева.
Скади не терпит слабости и на дух не выносит глупецов. Но если вы сумели внушить ей уважение и способны держать ту высокую планку, которую она задает окружающим, Скади может оказаться хорошим товарищем. Свой ****ог в Асгарде она назвала Трюмхеймом — в честь инеистого великана Трюма, номинального короля Йотунхейма (его дворец в Йотунхейме носит такое же название). Тем самым Скади как бы заявляет всему миру, что своему йотунскому наследию она верна не меньше, чем асам, с которыми ее связала судьба. Из-за этого иногда возникает путаница: если в Асгарде кто-то упоминает Трюмхейм, скорее всего, имеется в виду ****ог Скади. Но в остальных восьми мирах под этим именем куда более известен ****ог Трюма, расположенный в северных горах Йотунхейма.
Трюмхейм Скади стоит на Оленьем Роге — единственной в Асгарде горной гряде, узкой и овеваемой холодными ветрами. Там часто идет снег, но все-таки даже там климат мягче, чем у нее на родине, в Йотунхейме. Скади находит это место весьма приятным и часто охотится на склонах гор.
Идалир
Идалир, название которого в буквальном переводе означает «долина тисов», действительно стоит посреди густой тисовой рощи. Это просторный, высокий, сложенный из толстых бревен дом наподобие огромной охотничьей сторожки. Здесь живет Улль, бог-охотник, сын Сив (ныне верной жены Тора) от ее первого брака со звездным героем Аурвандилем. Улль сухощав, смугл, очень немногословен и по-охотничьи зорок и терпелив. По каким-то неведомым нам причинам, политическим или духовным, он замещает Одина на посту владыки Асгарда во время его кратких зимних отлучек. Возможно, причина в том, что Улль всегда хранит совершенный нейтралитет.
Из окон Идалира часто можно наблюдать полярное сияние, милое сердцу Улля. Этот ас радушно принимает гостей, желающих составить ему компанию на охоте, а за столом у него подают в основном дичь.
Брейдаблик
Чертог Брейдаблик («Широкий блеск») когда-то принадлежал Бальдру и Нанне: его вручили им как свадебный дар. После гибели Бальдра и самоубийства Нанны Фригг запечатала все двери этого дворца. Никому постороннему не дозволено к нему приближаться, и особыми чарами Фригг хранит его нетленным и неизменным в память о своем возлюбленном сыне. Так что на этот ****ог можно полюбоваться только издали: внутрь вас ни за что не пустят. У врат его стоит на страже Деллинг, рыжий альв из восточного Альвхейма.
Ландвиди
Ландвиди («Белая земля» или «Широкая земля») — это ****ог Видара, где он живет со своей матерью, великаншей Грид. (Грид — одна из немногих йотунов, всецело вставших на сторону асов и получивших разрешение жить в Асгарде. В прошлом она была возлюбленной Одина и чем-то вроде наставницы Тора, к которому относится как к любимому пасынку. Однажды она спасла Тору жизнь, одолжив ему свои волшебные железные рукавицы, пояс силы и магический железный посох Гридарволь.) То же название, Ландвиди, носит и окружающая местность, покрытая лиственными лесами и полями, поросшими высокой травой.
Видар, хозяин Ландиви, — вечно хмурый темноволосый ас, обычно носящий темно-красное. К нему приходят с просьбами о помощи в отмщении; узнать таких просителей нетрудно по выражению лиц, исполненных мрачной решимости. Остальные по большей части избегают этого аса. Он неженат, и роль хозяйки ****ога исполняет его мать. Грид — крупная, материнского типа женщина; она любит помогать молодым людям и с удовольствием даст вам совет на любую тему, от войны до любви. Если вы пришли в Ландвиди просто так, то есть без намерения обратиться к Видару за помощью, поговорите сначала с Грид: она гораздо гостепримнее своего сына.
Глитнир
Глитнир — это Чертог Правосудия, принадлежащий асу Форсети. Стены его сияют серебром и опоясаны портиком с золотыми колоннами. Сын Бальдра и Нанны, Форсети олицетворяет правосудие, законы, разрешение споров и справедливый суд. К нему приходят за помощью при всяких разногласиях. Форсети — лучший посредник и миротворец. Правда, за спиной он носит топор как напоминание о том, что Правосудие не беззубо, однако главной своей задачей он видит изыскание мирных путей к разрешению конфликтов и всеми силами старается избежать кровопролития. Если кто-то из богов незаслуженно вас обидел и вы хотите вынести свою жалобу на открытое рассмотрение, можно обратиться к Форсети и попросить его о помощи. Но имейте в виду, если Форсети почувствует, что вы (справедливо или нет) проиграете дело, он скажет вам об этом прямо. Если же он увидит, что у вас есть шансы на успех, он может устроить вам очную ставку в Чертоге Правосудия при своем посредничестве — при условии, что бог, на которого вы жалуетесь, согласится прийти. Будьте готовы к тому, что на разбирательстве могут присутствовать другие божества и вам придется отвечать на их вопросы, подчас совершенно неожиданные. Ни в коем случае не лгите — в Глитнире ложь никогда не проходит незамеченной, — и не отказывайтесь отвечать, даже если вопрос окажется неудобным.
Бримир
Чертог Бримир пока еще необитаем. Он стоит на острове Окольнир в центре озера на равнине Гимле. Похоже, его держат про запас — на тот случай, если не удастся избежать последней битвы: пророчество гласит, что равнина Гимле уцелеет даже после Рагнарёка. По иронии судьбы, этим ****огом владеет один из йотунов — Бримир, выигравший у Одина остров Окольнир в какую-то игру на удачу. Собственно, Бримир и возвел одноименный дворец; время от времени он его посещает, понемногу достраивая, перестраивая и украшая. Не пытайтесь проникнуть внутрь: этот ****ог надежно защищен чарами.
Чертог Гимле
Неподалеку от Бримира на равнине Гимле стоит еще один запасной дворец на случай Рагнарёка, крытый золотом и тоже пока нежилой. Не суйтесь туда и не пытайтесь играть в сквоттера: вас сразу же заметят и выдворят.
Домик Идунн
Дом Идунн не упомянут в источниках, но я случайно набрел на него, осматривая Асгард. Это небольшой домик, крытый соломой и стоящий посреди прекрасного фруктового сада, интересного тем, что все деревья там находятся на разных стадиях годового цикла — одни цветут, на других только завязываются почки, третьи уже плодоносят. Дом окружен симпатичными грядками и клумбами, и в целом все это выглядит на удивление по-простому, по-деревенски. Саму Идунн вы, скорее всего, застанете за работой — в огороде или в саду. Она высока ростом, но в остальном выглядит просто и скромно; по рукам ее видно, что она много работает с землей. Ее муж, Браги, предпочитает облик невысокого мужчины средних лет; он — скальд Асгарда, превосходный певец, великий сказитель и непревзойденный поэт. Дома Браги бывает редко: большую часть времени он проводит в Гладсхейме.
Идунн, напротив, не любит покидать свой дом и сад; возможно, она до сих пор не может забыть, как ее похитили. Она выращивает волшебные яблоки, сохраняющие асам молодость и здоровье. Даже не пытайтесь выпросить, купить, украсть или как-то иначе заполучить такое яблоко: Идунн не сможет вам его дать, как бы хорошо она к вам ни относилась, потому что Один строго-настрого запретил ей делиться этими чудесными плодами с кем бы то ни было, кроме асов (тем более что этих чудесных плодов очень мало и даже асам их хватает едва-едва). Если же вы попытаетесь тайком нарвать яблок в саду, то обнаружите, что это самые обычные фрукты, не примечательные ничем, кроме, разве что, превосходного вкуса. Волшебство их связано не только с деревьями, на которых они растут: чтобы они проявили свои чудесные свойства, Идунн должна вложить в них собственную магию. Именно поэтому чужаки то и дело пытаются похитить саму Идунн. Так что о яблоках забудьте; но если вы захотите просто посидеть с ней и поговорить о садоводстве, Идунн с радостью примет вас в гостях.
Радсейярсунд
Радсейярсунд, Остров Совета, — это маленький островок в океане близ устья реки Тунд. Здесь живет Хильдольв, в прошлом — смертный герой, который по неким причинам (возможно, благодаря какой-то сделке с Одином) не поселился в Вальхалле с другими эйнхериями, а получил в свое распоряжение отдельный дом. Воины Одина очень любят его и приходят к нему за мудрым советом, если попадут в беду. Выглядит он как пожилой седобородый мужчина с пронизывающим взглядом и наброшенной на плечи волчьей шкурой. Хильдольв с готовностью подает советы и смертным, хотя надо иметь в виду, что он — всецело на стороне Одина и асов и этим определяется любое его мнение. Особенно полезен он как помощник для раненых воинов, испытывающих не только физическую, но и душевную боль: Хильдольв умеет давать им советы так, чтобы они не чувствовали себя слабаками. Как подношение ему годится какой-нибудь хороший напиток, который он при случае сможет распить со своими «клиентами».
Источник Урд и Чертог Судьбы
На дальней оконечности Асгарда, за лесом Идалир и узкой горной грядой, выдается из-под земли самый верхний из трех корней Мирового Древа. Это не какое-то инородное тело в мире асов — напротив, это опора, на которой держится весь Асгард. Бугристый, изогнутый гигантской дугой, он постоянно пускает молодые ростки и побеги, иные из которых вырастают в настоящие деревья, так что издалека его можно принять за гору, покрытую лесом. Прямо в древесине этого корня вырублены ступеньки, чтобы можно было подниматься на гребень и совершать там священные обряды. Если вам вздумается забраться наверх по этим ступенькам, обязательно исполните подобающий ритуал.
В тени этого исполинского корня скрывается Источник Урд — каменный Колодец Вирда, в котором постоянно бурлит бьющий из-под земли родник. Воды его орошают корень Древа. Вся земля вокруг сырая и раскисшая, так что ступайте осторожно. Мы не знаем, может ли выжить смертный, нечаянно упавший в Колодец Вирда. Если заглянуть в этот источник, можно увидеть много разных картин, но понять их, как правило, трудно, а истолковать превратно — очень легко. Воду из источника не пейте, не испросив разрешения у его Хранительниц — трех норн.
Норны — это скандинавские богини Судьбы. Их имена — Урд (То, Что Есть), Верданди (То, Что Становится) и Скульд (То, Чему Следует Быть). Их называют «могучими девами из Турсенхейма», то есть Нифльхейма, родного мира инеистых турсов. Урд прядет нити, Верданди — ткет, а Скульд — перерезает. Иногда они предстают совершенно одинаковыми, иногда — как как женщины трех возрастов. Возрасты распределяются между ними иначе, чем мойр, греческих богинь судьбы: Урд — самая старшая, а Скулд иногда принимает облик девы в черных доспехах, скачущей среди валькирий. При этом они не красавицы: по словам большинства из тех, кто встречался с ними в иных мирах, норны — невзрачные и даже почти неряшливые женщины, полностью сосредоточенные на своей работе.
Выйдут ли норны вам навстречу, когда вы приблизитесь к Источнику, неизвестно; и из того, пожелают ли они пообщаться с вами или нет, можно сделать вывод о том, суждено ли вам познать Вирд — ваш собственный или чей-либо еще. Если норны так и не покажутся, несмотря на все ваши попытки их улестить (а это, как гласят предания, нелегко), и если Источник не покажет вам никаких простых и ясных картин, лучше вернуться домой и добиваться их милости оттуда. Если же они соблаговолят к вам выйти, имейте в виду, что — с Их точки зрения — у Них дел непроворот, а лично вы никакого особого значения не имеете. В их картине мира даже боги не занимают такого уж важного места. Норны не отвечают ни перед кем, и даже Один и Хела — самые могущественные божества во всех Девяти мирах — не могут навязать им свою волю. Задайте свои вопросы — внятные, четко сформулированные и хорошо продуманные; примите без возражений любые ответы, какие Они пожелают дать, а затем ступайте домой и обдумайте то, что услышали.
Что касатся подношений, то никакие вещи норнам не нужны. Они хотят от нас только работы. Похоже, самый лучший способ их умилостивить — это заниматься уборкой в доме, предварительно предлагая им в дар всю энергию, которую вы будете вкладывать в работу. Занявшись после этого уборкой, вы можете в какой-то момент ощутить, что очищаете не только свой дом, но и некое другое, незримое вам пространство, — как будто вы работаете одновременно в двух мирах. Если у вас возникнет такое ощущение, это значит, что норны принимают ваш дар. Кроме того, подношением норнам может послужить любое рукоделие, в особенности прядение, ткачество или вышивание. Но поскольку энергия такой работы вкладывается в те узоры, которые ткут они сами, прежде чем преподносить норнам подобный подарок, следует испросить у них разрешения. Не воображайте, что, отдавая норнам энергию каждого стежка, вы на самом деле изменяете ткань Вирда. Норны этого не допустят; вы просто посылаете им энергию, которой они распорядятся сами, по своему усмотрению. Если по каким-то причинам вам понадобится сделать подношение быстро, предложите им кровь: сделайте надрез на коже и дайте крови стечь прямо в Колодец.
У корня Древа стоит маленький домик, который, как ни забавно, носит громкое имя «Чертог Судьбы». Входить в него разрешается лишь тем, кто посвятил себя служению норнам, так что даже и не пытайтесь. Вы все равно не сможете переступить порог: некая таинственная сила отбросит вас назад, и вы снова окажетесь рядом с источником.