Алхимия и
Зельеварение
Никто не будет спорить о связи алхимии и зельеварения. Многие зельевары вышли из алхимиков, а многие алхимики - из талантливых зельеваров.
Поговорим о зельях, настойках и эликсирах, а также о процессах их приготовления с точки зрения алхимии. Чаще всего алхимики уделяли большое внимание лекарственным эликсирам, желая найти жидкое золото, которое избавило бы от любой болезни. Как мы уже знаем, им найти это «золото» так и не удалось.
Также некоторые алхимики с интересом рассказывали о различных зельях для полетов, видений, для улучшения самочувствия, для увеличения магической силы и т.д. У алхимиков это процесс назывался не зельеварение, а spanageirein, что в переводе означает извлекать и собирать. И чем ближе к современности, тем больше это искусство сводилось в основном к изготовлению спиртовых эликсиров из лекарственных трав и различных растений, алхимические методы уступали свое место современным приемам. Но в средние века это было целое искусство, рецепт даже самого легкого эликсира не обходился без духовной философской составляющей.
Согласно алхимическим представлениям, весь наш мир делится на три составляющие. Делят мир на три царства – минеральное, растительное и животное, любой компонент для эликсира относили к одному из этих царств.
Но это еще не все, всё что есть в любом из этих царств, любое растение, животное или минерал, состоит также из трех составляющих. Состоит из трех начал серы, ртути и соли (sulphur, mercurius, sal). Для того чтобы готовить какой то эликсир, алхимик сначала решает, какое именно начало ему будет необходимо. Затем его выделяет, очищает, а лишь затем оно может быть использовано в приготовлении зелий, эликсиров и прочего..
Вы конечно можете сейчас возразить мне насчет того, как в любом цветке может появиться и соль, и ртуть, и сера?! На самом деле, алхимики имеют в виду не чистые химические вещества, которые носят такие же названия. Давайте посмотрим, что представляют из себя эти три начала в растительном царстве, которое наиболее часто используется в спагирии, или зельеварении. Если разобраться с алхимическими текстами, все становиться очень просто, на самом деле. Давайте рассмотрим на конкретном примере..
*Профессор взяла со стола небольшую веточку сандала и продемонстрировала ее ученикам.*
Обычная веточка сандалового дерева, по представлениям алхимиков она состоит из серы, ртути и соли, как и любое другое растение. Но сразу уточню, чтобы потом не было вопросов: насколько различны все растения, настолько же отличаются и составляющие их начала, отличается как их состав, так и количество. Вернемся к веточке, сейчас она представляет собой триединство этих начал, действия которых на данный момент человек не видит. Они связаны жизнью, и, пока они связаны, мы не можем распознать их. Нам это удастся только когда растение разрушиться на эти составляющие.
Ну вот, в принципе в самом простом случае и все. То, что у нас сгорело сразу - это есть ничто иное нежели сера. То, что потом начало дымить, является меркурием. Ну а то, что у меня осталось в чашечке, – соль. Вот мы и узнали, что есть что. Но ведь какой алхимик или зельевар сжигает свои ингредиенты?.. да никакой. Вот поэтому распознать эти первоначала это - одно, но нужно также научиться их извлекать из растений.
Еще Василий Валентин писал, что тут действует принцип «Подобия». Подобное извлекается подобным, и никак иначе, вот такие вот вещества и подбирают для своих деяний алхимики. К примеру, возьмем Парацельса, который начинал с простых эликсиров, а впоследствии добился больших успехов в медицине. Согласно ему, чистая сера представляла собой этиловый спирт высокой очистки. Этот факт подтверждает и то, что он горит без дыма, а после сгорания не остается никакого остатка. И с помощью него легко выделить некоторые активные компоненты растения, получая при этом настойки. Ртутью он называл некоторые эфирные масла, содержащиеся в самих растениях. Соль же он предлагал извлекать исключительно посредством кальцинации.
Опять-таки давайте рассмотрим это на примере одного из простых алхимических творений, чтобы стало понятно, каким образом применять полученные знания. Наиболее показательными будут чернила, которые призваны увеличивать магическую силу написанного. А в некоторых случаях и отгонять различную нечисть, для чего необходимо лишь нарисовать нужный знак этими чернилами. Чтобы их приготовить, нам понадобится ладан, мирра, розовое масло, сладкое вино и гуммиарабик. Сначала алхимик извлекает соль из ладана и мирры, попросту сжигая их. Параллельно ставит настаиваться в сладком вине гуммиарабик, выделяя из этого вещества «ртуть». Оставляет так ненадолго, за это время как раз должны прогореть первые два компонента. Затем берется пустой сосуд, в который поочередно добавляется зола ладана и мирры, сладкое вино с растворенным в нем гуммиарабиком, главное не растворившийся остаток его не добавлять, и доводится до нужной консистенции розовым маслом. Должно получиться вязкое вещество, которое далее ставят упариваться на медленном огне, пока лишняя влага не испарится. Чернила готовы, у них есть правда один недостаток, с одежды они практически не отстирываются, да и с других поверхностей тоже потребуются большие усилия, чтобы оттереть. Так что несколько раз нужно подумать, прежде чем рисовать, к примеру, отгоняющие духов знаки на дверях, полу или еще чем-то.